Партнерство культуры, бизнеса и общества - первые результаты проектной сессии в Астрахани

30 сентября в Астрахани в рамках проекта "Творческий Юг" прошла Сессия по разработке пилотного проекта культурного, социального и делового партнерства.

Проектная сессия в Астрахани стала первым публичным событием второго этапа проекта "Творческий Юг", в котором от теоретических вопросов эксперты перешли к практической реализации. Именно поэтому основной целью сессии стала не только попытка решения конкретных проблем, но и налаживание местной партнерский коммуникации – создание единой информационной платформы для культуры, бизнеса и общества.

Главным инструментом этой коммуникации была представлена модель творческой индустрии как лаборатории взаимодействия слияния творческих и предпринимательских практик. Были предложены перекрестные комбинации: кварталы, центры современного искусства, бизнес-инкубаторы, лофт-проекты (перепрофилирование промышленных зданий) …

На примере двух  творческих площадок Астрахани был проведен анализ сильных и слабых сторон разнопланового сотрудничества в рамках модели творческой индустрии: мотивы вхождения бизнеса в культурный процесс, состояние межинституциональной коммуникации, наличие конкурентного рынка идей. Также были рассмотрены три основных аспекта реализации креативного проекта: содержательный (творческая программа, актуальность творческого продукта), экономический (составление предложения, детали  бюжетирования, условия реализации, отчетность), социальный (проблемы, которые решает проект, роль проекта в маркетинге территорий).

Прямая речь – комментарии экспертов проектной сессии:

"Мероприятие продемонстрировало весьма типичную для российских регионов картину: общий консерватизм и пока робкое стремление к модернизации своей деятельности. Также робкая готовность бизнеса (как крупного, так и среднего и малого) думать о партнерских проектах в сфере культуры. Крайне важный в данном случае интерес к проекту "Творческий Юг" со стороны представителей местной власти

В регионе явно не хватает постоянно действующих площадок для диалога, инициативной группы или организации, занятой данной проблематикой, пилотных проектов, способных продемонстрировать эффективность возможных партнерств.

Рекомендации по проектной сессии:

  • Разработка рабочей платформы (механизма) сотрудничества (возможная модель была предложена экспертами во время мероприятия) и ее реализация

  • Реализация партнерских проектов (думаю, это весьма реально, и у экспертов есть конкретные предложения)

  • Формирование (в том или ином виде) инициативной группы для продолжения начатого диалога (с участием всех представителей местного сообщества и приглашенных экспертов)

Крайне важно не "бросить тему" и продолжить начатое. Уверен, что в данном городе возможно добиться конкретных и убедительных результатов. Буду искренне рад продолжить и расширить свою экспертную деятельность на данной территории."

Дмитрий Мильков / Центр развития творческих индустрий (OSB-Music™), Санкт-Петербург

"Состоявшаяся проектная сессия позволила мне увидеть наличие в Астрахани независимых провайдеров современных и актуальной культурных практик. Их деятельность адресована  молодежной аудитории и плохо заметна за границами этой культуры. Но она есть. Эти культурные  практики могут быть адаптированы к иным условиям и "вдохнуть" жизнь в деятельность традиционных учреждений культуры.

Очевидно, что хоть и скромным, но реальным источником бизнеса  для местного делового сообщества могут быть инициативы, связанные именно с такими, актуальными практиками несвойственными традиционным формам культуры. Причем, со стороны провинциальных бизнесменов-инвесторов можно рассчитывать на гораздо большую и нематериальную мотивацию тоже. "Культурный" бизнес может быть  для них фактором социальной реабилитации, преодолевающим определенный дефицит общественного признания и публичной демонстрации регионального патриотизма.

Несомненно, что при наличии внятной культурной политики городской администрации и "открытости" работников учреждений культуры, в процессы финансирования не только знаковых и амбициозных проектов могли бы быть вовлечены не только "Лукойл" и "Газпром" в лице своих представительств, но и малый бизнес для поддержки и инвестиций в культурные практики "каждого дня".

Впрочем, вероятно, без института агента - посредника с экспертной функцией местным чиновникам, функционерам, практикам традиционной культуры, миссионерам и провайдерам новой культуры и местным бизнесменам все равно не обойтись. Похоже, именно это должно стать насущной задачей менеджеров культуры".

Сергей Ушан –  креативный директор Zero b2b communications agenсy, Санкт-Петербург

"Это была первая попытка собрать на одной площадке творческих людей, представителей власти и бизнес сообщества. И стало понятно, что очень не хватает в зале, как в старину говорили "толмача", переводчика с одного языка на другой, переходника из пространства культурных кодов в поле экономической целесообразности, то есть возникли пресловутые "трудности перевода". И мне кажется, что понимание того, что говорить надо учиться возникло. А вот если бы была бы создана единая проектная команда, в которую вошли бы представители всех перечисленных групп и разработали бы совместный проект, не знаю фестиваль, кафе, музейный вечер или что-то еще. Если бы эти группы вместе начали  работать, тогда точно научились бы общаться, а значит, стали лучше бы понимать друг друга. Буду ждать проект, а пока может быть им посадить дерево и начать всем вместе за ним ухаживать, С.Э. Зуев рассказывал, что именно так в Англии детей обучают проектированию".

Татьяна Гафар /Агентство культурных инициатив, Волгоград