Зачем нужен конкурс "Новый музейный сувенир"?

Российские музейные магазины сегодня выглядят блекло и скучно.

Хотя в любом отделе игрушек вы увидите куда более привлекательную продукцию. Она основана на ярких локальных цветах, контрасте объёмов, модных стилистиках, оригинальных идеях и привлекательных персонажах. Именно такие сувениры можно найти в магазинах при зарубежных художественных музеях.Например, в парижском Центре Помпиду и в лондонской Тейт-модерн. Или в Москве — в сети магазинов Республика, в Гараже и на Винзаводе.

Однако у музеев иная специфика. Какая?

Они — зримое воплощение отечественной исторической мифологии. Предельно сжатый и регулярно обновляемый реестр смыслов, героев и событий. Адекватная времени интерпретация истории. Без соответствия новым визуальным тенденциям тут тоже не обойтись. Функция музеев — консервация культурно-исторического наследия. Самим музеям новаторствовать тяжело. Новые смыслы музейным работникам неочевидны.  Да и изготавливать сувениры каждому музею в отдельности тоже нерентабельно.
Для новаторских подходов необходимы художники, дизайнеры и прочие специалисты.  Только им по силам разработать серии сувениров, подходящие нескольким музеям сразу.

Аналог решения поставленной задачи можно найти, например, в Праге.

Всю сувенирную продукцию там обрисовал один художник — Вотруба. Кроме него похожие задачи решали: Марискал, Жанна Фиске, Кейт Харинг или Сол Стейнберг.  У нас чем-то подобным занимались: Юрий Гордон, Андрей Бильжо, Леонид Тишков, Ольга и Александр Флоренские.  Конечно, оригинальность должна быть адекватна визуальной среде.

Например, в той же Праге за Вотрубой стоит целая плеяда талантливых графических дизайнеров и иллюстраторов — от Шаламоуна до Коварика. Не говоря уж об Йозефе Ладе!  А привычная нам визуальная среда покрыта нафталином: сплошные полутона и завитушки. Оттого покупатель сувениров может посоревноваться в консерватизме с музеями.

Обновленная эстетика должна задавать новое содержание.

Существующая историческая мифология, набор героев и достопримечательностей тоже устарел. Пора составлять новый. Выработать более дистанцированное, уважительное и даже ироничное отношение к собственным историческим мифам.

Это мы и предлагаем вам сделать!

Вычленить самую важную на сегодня информацию и выразить её самым лёгким с точки зрения восприятия способом. А затем спроектировать цепочку сувениров, где господствующую роль будет занимать символика каждого конкретного музея, но общероссийские и региональные образы тоже должны присутствовать.