Поддержка региональных культурных проектов - взгляд изнутри

Ассоциация менеджеров культуры провела опрос с целью улучшения партнерского взаимодействия между культурой и бизнесом. Материалы анкетирования и последующих обсуждений должны позволить оценить возможности взаимного сотрудничества и их неиспользованный потенциал.
Результаты анкетирования были представлены на конференции «Социальная среда корпораций: поиск эффективных подходов", где обсуждались эффективные формы и механизмы поддержки проектов(www.ultimaratio.ur.ru).
В апреле-мае 2006 г. Ассоциацией менеджеров культуры был проведен опрос руководителей региональных организаций культуры. Содействие в проведении опроса оказали - Центр культурных инициатив Республики Карелия, сектор информации по культуре Архангельской областной научной библиотеки, интернет-портал «Музеи России» и виртуальный информационно-сервисный центр «Культура: Политика. Планирование. Менеджмент»Свердловская филармония. Было опрошено около 70 руководителей учреждений и организаций культуры – государственных и НКО, в основном из Архангельской области, Республики Карелия, Уральского и Центрального Федерального округов. Экспертные консультации по разработке опроса были предоставлены специалистами Института корпоративного развития (ИКР).
 
Почему было решено провести такой опрос? Некоторые исследования по благотворительности с участием представителей бизнеса были проведены в 2002-2003 гг. Российским представительством CAF, Ассоциацией менеджеров России и др. В целом эти исследования представляют отношение бизнеса к благотворительности и спонсорству (хотя и без специального выделения проектов в сфере культуры). Хотелось узнать отношение организаций культуры (главным образом региональных) к сотрудничеству с бизнесом.
 
Презентация результатов исследования
 
1. Куда смотрит бизнес?
С точки зрения руководителей организаций культуры, преимущественно, внимание бизнеса в регионах привлекают спорт, религия и проекты в сфере образования (в основном предоставление стипендий). Культурные проекты в качестве объекта поддержки находятся на четвертом месте.  Практически одинаково популярна поддержка проектов в сфере здравоохранения. Наименьшим вниманием бизнеса пользуется экология, детская безнадзорность и наука.
 
2.    Куда смотрит культура?
95% опрошенных имеют опыт обращения к бизнесу и получали поддержку для своих проектов. Из этого количества 24% обращались больше одного раза. 5% составляет ответ «Не обращались, но планируем». Не было ни одного ответа «Не обращались, и обращаться не собираемся». В общем, большинство организаций культуры сейчас как-то или иначе видят возможность своего сотрудничества с бизнесом и имеют опыт такого сотрудничества.
 
3. Кто в органи зациях культуры занимается работой с бизнес-компаниями?
В свое время можно было часто слышать от представителей бизнес-компаний, что с организациями культуры работать невозможно, потому что они не предоставляют адекватных заявок или не могут представить отчеты  о реализации проектов. Сейчас ситуация начинает меняться, в частности, в организациях культуры  - 50 % опрошенных - существуют специальные сотрудники и специальные структурные подразделения, т.е. деятельность по привлечению бизнеса к поддержке культурных проектов начинает структурироваться. В 50% опрошенных организаций такой работой занимаются «все, по мере необходимости».
 
4. Какой этап проекта самый сложный в организациях культуры?
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом (в порядке убывания количества ответов):
1.    Поиск информации о возможностях финансирования.
2.    Установление партнерских связей/проведение переговоров.
3.    Оформление проектного предложения.
4.    Рождение идеи.
5.    Управление/реализация проекта.
6.    Отчеты.
Самым сложным для руководителей организаций культуры в проектах является поиск информации по возможным источникам финансирования, установление деловых контактов, партнерских связей и проведение переговоров.
 
5. Что важно для реализации проектов?
В порядке убывания количества ответов:
1.    Команда
2.    Партнерские связи
3.    Идея
4.    Достаточный бюджет
5.    Лидер
Если некоторое время назад чаще всего от организаций культуры можно было услышать, что для реализации проектов необходимы только финансовые ресурсы, то сейчас (при том, что ситуация с финансированием в сфере культуры не улучшилась) на первое место выходят командное взаимодействие, партнерские связи и идея проекта.
 
6. Средние бюджеты проектных предложений региональных организаций культуры
(в порядке убывания количества ответов)
1.    До 100,000 руб.
2.    Нет ответа
3.    До 300,000 руб.
4.    До 500,000 руб.
5.    Более 900,000 руб.
 
7. Есть ли сейчас у Вашей организации проекты, которые могли бы быть предложены для поддержки бизнесом?
Да - 90% ответов (включая ответ - несколько проектов)
Нет - 10% ответов
 
8. Наиболее распространенные типы взаимодействия бизнеса и культуры в настоящее время:
Естественно наиболее распространенной сейчас является благотворительная и спонсорская поддержка проектов. Практически равные доли занимают такие  формы взаимодействия как приглашение для работы в попечительских советах, привлечение инвестиций, разработка совместных проектов и идей. 5 % опрошенных получают от представителей бизнеса также консультации по менеджменту  и коммерческой деятельности своих организаций.
 
9. Наиболее важные для развития в перспективе формы участия представителей бизнеса в деятельности организаций культуры:
Самый распространенный ответ – «совместная разработка проектов и идей», далее – «участие в попечительских советах». Организации культуры готовы к взаимодействию с бизнесом в сфере передачи компетенций и приобретения новых знаний и умений. Еще несколько лет назад, крайне редко, даже поднималась тема попечительских советов, а к участию бизнеса в коллегиальных органах учреждений культуры относились очень подозрительно.
 
10. Препятствия для налаживания партнерских отношений между культурой и бизнесом:
(в порядке убывания количества ответов)
1.    Коммуникационные проблемы
2.    Отсутствие законодательной базы/ роль государства
3.    Недостаточная квалификация сотрудников
4.    Не видим препятствий
Наиболее популярный ответ – «коммуникационные трудности», сюда же можно с определенной оговоркой присоединить и ответ «недостаточная квалификация сотрудников». Это обращение и критика организаций культуры самих себя и своих партнеров  - то, над чем необходимо работать. Коммуникационные проблемы разделились на следующие: «неправильные представления друг о друге»; «они нас не понимают, а мы их не понимаем»; «мы не умеем разговаривать с бизнесом с позиций партнеров, а только с позиции просителей»; «нас не воспринимают как ресурс развития территории, а хотят получать только рекламу и спонсорские проекты»; «бизнес традиционно поддерживает только традиционные крупные проекты – Третьяковка, Большой театр и так далее».
Из внешних обстоятельств – «отсутствие законодательной базы и негативная роль государства».
5 % опрошенных не видит никаких препятствий.
 
11. По каким критериям организации культуры предлагают оценивать собственные проекты (в порядке убывания количества ответов):
1.    Социальная значимость, решение проблем конкретной территории.
2.    Понятный результат.
3.    Перспективы развития проекта.
4.    Инновационность.
5.    Стоимость проекта (соотношение цена/качество).
6.    Партнерство.
7.    Правильно выбранная целевая аудитория.
На первое место по количеству ответов выходит «социальная значимость и решение проблем на конкретной территории», что свидетельствует о том, что организации культуры уже осознают свои силы и возможности решать проблемы конкретных территорий, на которых оин располагаются. Второй по популярности ответ –«понятный результат». Хотя в сфере культуры очень часто результат бывает либо отложенным либо трудно считаемым, многие руководители проектов стараются сформировать и качественные и количественные критерии оценки. Следующий по популярности ответ – «Перспектива развития проекта, его дальнейшая устойчивость». «Инновационность» - ответы включали как «использование новых технологий», так и «создание прецедента чего-то нового на данной территории».
Далее следуют ответы – «Стоимость проекта в смысле соотношения «цена-качество», «Хорошо построенные партнерские связи», и «Правильно выбранная целевая аудитория».
 
12. Наиболее заметные проекты, реализованные при поддержке бизнеса в регионах и в России:
К сожалению, ответов на этот вопрос было крайне мало. И если среди региональных проектов некоторые были названы, то ответов об известных российских проектах практически не было. Видимо, существует какой-то PR-вакуум в социуме, хотя известно, что достаточно много культурных проектов поддерживается бизнесом.